Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.

Будучи нейропсихологом – дефектологом и ежедневно работая с детьми с теми или иными отклонениями, я невольно стал следить за методиками преподавания английского языка. Будучи так же выпускником лингвистического университета и преподавая иностранные языки в различных учебных заведениях, я не особо обращал внимания на вещи, которые в принципе можно назвать «околоязыковыми». И только после детального и профессионального проникновения в такие научные дисциплины как нейрофизиология, нейропсихология, дефектология и пульмонология я стал большее внимание обращать на то, чему я учу, как я учу и каких результатов возможно добиться.

Если раньше вопрос обучения английского языка сводился к тому, чтобы как можно интереснее и понятнее передать информацию обучающемуся с разного рода играми, разговорами и подобным, то в последние 3—4 года ситуация для меня коренным образом изменилась. Я бы даже сказал, что она продолжает меняться, по мере моего прогресса в нейропсихологии, возможностей, функционирования человеческого мозга, всех его анализаторов.

Самое главное решение, которые пришло ко мне за время моей практики – это не разумность заниматься либо только индивидуально, либо только в группах. Физиологическая потребность человека это совмещать два этих вида занятий, тем более в английском языке. Поясню свое мнение.

На первом этапе, когда человек только приступает к занятиям иностранному языку, самый существенный барьер для него психологический, и от того насколько безболезненно он его пройдет и будет зависеть эффективность его дальнейшего обучения языкам, в частности английскому. Степень психологического страха перед изучения иностранного языка у всех индивидуальный. Он может усугубляться разного рода неврологическими дефектами (самый частый из них — заикание) и психологическими комплексами. Не редки случаи, когда человек, будучи стеснительным и скромным, имеющий проблемы в общении с людьми, адаптации к коллективу, приходил на курсы и после некоторого времени еще больше занижал свою самооценку, сравнивая себя «неудачника» с задней парты, боящегося переспросить непонятную информацию с лидерами группы, и в результате полностью отстающего от основной группы, которая благодаря «звездочкам» уверенно идет вперед, не обращая внимания на отстающих, которые сами (!) в свою очередь не хотят себя проявлять. И именно в этих моментах преподаватель перестает быть просто преподавателем и должен стать хорошим психологом и объяснить отстающим студентам, что не стоит себя сравнивать с другими, стоит сравнивать себя с самим собой, но вчера, и радоваться всем достигнутым результатам.

Зачастую этого не происходит, потому что в силу сложности работы с группой, гораздо проще ориентироваться на сильных студентов (это практически в 90%), которые и схватывают все сразу и отвечают всегда правильно, а средние и отстающие студенты как правило, остаются в тени, либо участвуют в занятиях в гораздо меньшей степени, чем «звездочки».

Ориентироваться надо, конечно же, на самое слабое звено группы и работать строит вокруг них. Во-первых: это более детальное объяснение материала с разных сторон («если не понял так, давай попробуем посмотреть на это с другой стороны»). Это дает уверенность в том, что потраченное время на более слабых учеников, многократно усилит понимание более сильных студентов, которые поняли немного раньше, но получили объяснение того же самого вопроса еще и с другого ракурса и более простым языком, именно так как нужно для понимания самому слабому студенту, или группе отстающих обучающихся.

К сожалению, ориентиры на слабого студента группы, встречаются достаточно редко, так как требует от преподавателя огромного количества терпения, вариативности мышления и поиск того самого, что позволит ученику понять мысль преподавателя. Именно поэтому, разумно и целесообразно оценивать преподавателя не по результатам с сильными студентами, а по результатам работы со слабыми учениками, к которым и нужен, в первую очередь, особый психологический и если хотите «дипломатический» подход.

С одной стороны фраза «психологический подход» звучит достаточно стандартно. Мы все в бытность студентами проходили в институтах такой предмет как «психология» и его вариаций. Вроде бы все максимально понятно, но на практике мало кто собственно психологию использует. Почему? Просто потому, что не стоит цель подготовить человека к изучению нового, не родного для него языка. Цель стоит посредством разных коммуникативных методов, игр и других вещей (в которых многие участвуют просто потому, что так надо, «деньги то заплачены») передать информацию от человека к человеку, не обособляя его индивидуальные возможности, знания, умения и навыки, не учитывая его психологических слабых сторон.

Деление на сильных и слабых студентов, первая и самая страшная ошибка для преподавателей. Дело не количестве переданной информации на английском языке в единицу времени, дело в качестве ее запоминания и использования. Возможно, многие это понимают, но зачастую стесненные временными рамками и, будучи заложниками «отличной» программы, которую в эти временные рамки надо, во что бы то ни стало, уложить, оставляют за бортом тем самых середнячков и отстающих, которым на то, чтобы понять и осмыслить материал надо чуть больше времени в силу физиологических и психологических особенностей. И как результат, с течением времени, разрыв между теми, кто в авангарде и теми, кто в хвосте образуется существенный.

И тут я еще раз подчеркну свою мысль, работая в группе, надо настраивать каждого обучающегося таким образом, чтобы он не сравнивал себя с другими в данной группе, что чревато усилением комплексов и понижением собственной самооценки, а сравнивал себя с самим собой до начала занятий, сравнивал себя с самим собой «вчера». Так и только так обучающийся сможет реально оценить свой личный прогресс в обучении английскому языку, как впрочем, и в других дисциплинах.

Основные тезисы, на которые хотелось бы обратить внимание:

1. 1. Ориентация на самого слабого ученика и построение разносторонних объяснений, для его понимая темы, ведет к пониманию материала всей группой, и уравнивание шансов на успех каждого его участника. «Сильный студент закрепляет – слабый студент понимает». И тот и другой на одинаковом уровне.


2. 2. Психологический настрой каждого участника на собственные результаты без сравнения с кем-то из группы элиминирует возможность помех или усиления комплексов у студентов с более медленной скоростью восприятия материала.


3. 3. Разделение на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых» неминуемо приведет к тому, что студенты которые попали в эти низкие группы просто закроются, потому что, с психологической точки зрения, они более чувствительны к таким проявлениям разделения, и обязательно это заметят.


М
Мерзляков Денис Владимирович
преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук
нейропсихолог, дефектолог


Авторская страничка: comeevents.ru
01:50 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Шунгит: поможет там, где не болит?

Шунгит: поможет там, где не болит?

Шунгитовые египетские пирамидки, шунгитовая мазь, тампоны из шунгита, шунгитовая грязь, фильтры для воды, ванны, примочки, концентрированная шунгитовая вода «Роса», шунгитовый пояс, коврик...
Бекхэм в деловом костюме

Бекхэм в деловом костюме

Линия платьев из коллекции Victoria Beckham пользуется бешеным успехом, так что новость о том, что Виктория Бекхэм работает еще и над линией деловых костюмов для женщин, наверняка, обрадует модниц. &q...
Кто придумал рельсы и поезда? Часть 2

Кто придумал рельсы и поезда? Часть 2

Передвижение по странным дорогам под названием «рельсы», затеянное ещё в Древнем Египте, продолжилось и в советское время. Сперва советская власть не сулила ничего хорошего для этого вида ...
Вкусные рецепты: Груша в карамели, Яблочные рулетики с селедкой, Салат "Удачный экспромт" или ужин для стройнеющих

Вкусные рецепты: Груша в карамели, Яблочные рулетики...

Груша в карамелигрушу отчистить, нарезать кубиками (кубики должны быть более менее толстыми) на сковороде растопить масло с сахаром, переодически помешивая, дождаться, когда сахар растворится и масса ...
Главный бухгалтер для бизнеса

Главный бухгалтер для бизнеса

Консалтинговые услуги нужны любой фирме. В каких обстоятельствах имеет смысл приходить к фирмам, предоставляющим консалтинговые услуги? Вариант первый: вы только создали свое дело. Вам нужно составлят...
Как можно гарантировать грязезащиту

Как можно гарантировать грязезащиту

Вопрос грязезащиты помещений уместен всегда, потому что и для офисов, и для магазинов, и для торговых и развлекательных центров эта тема актуальна всегда. В любой сезон, в любое время года, в любых ус...
Может заинтересовать

Солнцезащитные средства

Врачи часто предупреждают любителей загорать о том, что солнечные лучи оказывают вредное воздействие...

А есть ли на свете такой иностранный язык, в котор

Само собой, это язык без грамматики. Возможно, не более чем с 5−9 простейшими правилами. Язык,...

Весна-лето 2010. Каковы главные модные тенденции с

До наступления весны осталось совсем ничего, и модницы уже активно штудируют глянцевые журналы. Несм...

Как сохранить постельное белье?

Все, наверное, согласятся с тем, что спать на красивом постельном белье значительно приятнее. А что ...

Умеете ли вы наматывать портянки?

Как, вы не умеете наматывать портянки? Спешите научиться, поскольку этот духовитый атрибут военной (...

Кто такие шишиги?

В славянском и финно-угорском фольклоре шишигой называют то разновидность кикимор, то русалок, то сч...

Работа в графическом редакторе GIMP

Те же простые возможности бесплатноGIMP с помощью простых операций способен преобразить даже не самы...

Каталог статей

Можно сказать одно и мягко – нет ни какой гарантии в публикации статей, что именно этот способ сможе...

Российский отдыхающий: как классифицировать «росче

Достаточно долго существовало понятие «совчел» — советский человек. Летом сов...

Как искать и чем скачивать видеозаписи в Интернете

Предуведомление: в этой статье рассматривается один из возможных методов поиска и скачивания легальн...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный перечень информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.