Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.

Будучи нейропсихологом – дефектологом и ежедневно работая с детьми с теми или иными отклонениями, я невольно стал следить за методиками преподавания английского языка. Будучи так же выпускником лингвистического университета и преподавая иностранные языки в различных учебных заведениях, я не особо обращал внимания на вещи, которые в принципе можно назвать «околоязыковыми». И только после детального и профессионального проникновения в такие научные дисциплины как нейрофизиология, нейропсихология, дефектология и пульмонология я стал большее внимание обращать на то, чему я учу, как я учу и каких результатов возможно добиться.

Если раньше вопрос обучения английского языка сводился к тому, чтобы как можно интереснее и понятнее передать информацию обучающемуся с разного рода играми, разговорами и подобным, то в последние 3—4 года ситуация для меня коренным образом изменилась. Я бы даже сказал, что она продолжает меняться, по мере моего прогресса в нейропсихологии, возможностей, функционирования человеческого мозга, всех его анализаторов.

Самое главное решение, которые пришло ко мне за время моей практики – это не разумность заниматься либо только индивидуально, либо только в группах. Физиологическая потребность человека это совмещать два этих вида занятий, тем более в английском языке. Поясню свое мнение.

На первом этапе, когда человек только приступает к занятиям иностранному языку, самый существенный барьер для него психологический, и от того насколько безболезненно он его пройдет и будет зависеть эффективность его дальнейшего обучения языкам, в частности английскому. Степень психологического страха перед изучения иностранного языка у всех индивидуальный. Он может усугубляться разного рода неврологическими дефектами (самый частый из них — заикание) и психологическими комплексами. Не редки случаи, когда человек, будучи стеснительным и скромным, имеющий проблемы в общении с людьми, адаптации к коллективу, приходил на курсы и после некоторого времени еще больше занижал свою самооценку, сравнивая себя «неудачника» с задней парты, боящегося переспросить непонятную информацию с лидерами группы, и в результате полностью отстающего от основной группы, которая благодаря «звездочкам» уверенно идет вперед, не обращая внимания на отстающих, которые сами (!) в свою очередь не хотят себя проявлять. И именно в этих моментах преподаватель перестает быть просто преподавателем и должен стать хорошим психологом и объяснить отстающим студентам, что не стоит себя сравнивать с другими, стоит сравнивать себя с самим собой, но вчера, и радоваться всем достигнутым результатам.

Зачастую этого не происходит, потому что в силу сложности работы с группой, гораздо проще ориентироваться на сильных студентов (это практически в 90%), которые и схватывают все сразу и отвечают всегда правильно, а средние и отстающие студенты как правило, остаются в тени, либо участвуют в занятиях в гораздо меньшей степени, чем «звездочки».

Ориентироваться надо, конечно же, на самое слабое звено группы и работать строит вокруг них. Во-первых: это более детальное объяснение материала с разных сторон («если не понял так, давай попробуем посмотреть на это с другой стороны»). Это дает уверенность в том, что потраченное время на более слабых учеников, многократно усилит понимание более сильных студентов, которые поняли немного раньше, но получили объяснение того же самого вопроса еще и с другого ракурса и более простым языком, именно так как нужно для понимания самому слабому студенту, или группе отстающих обучающихся.

К сожалению, ориентиры на слабого студента группы, встречаются достаточно редко, так как требует от преподавателя огромного количества терпения, вариативности мышления и поиск того самого, что позволит ученику понять мысль преподавателя. Именно поэтому, разумно и целесообразно оценивать преподавателя не по результатам с сильными студентами, а по результатам работы со слабыми учениками, к которым и нужен, в первую очередь, особый психологический и если хотите «дипломатический» подход.

С одной стороны фраза «психологический подход» звучит достаточно стандартно. Мы все в бытность студентами проходили в институтах такой предмет как «психология» и его вариаций. Вроде бы все максимально понятно, но на практике мало кто собственно психологию использует. Почему? Просто потому, что не стоит цель подготовить человека к изучению нового, не родного для него языка. Цель стоит посредством разных коммуникативных методов, игр и других вещей (в которых многие участвуют просто потому, что так надо, «деньги то заплачены») передать информацию от человека к человеку, не обособляя его индивидуальные возможности, знания, умения и навыки, не учитывая его психологических слабых сторон.

Деление на сильных и слабых студентов, первая и самая страшная ошибка для преподавателей. Дело не количестве переданной информации на английском языке в единицу времени, дело в качестве ее запоминания и использования. Возможно, многие это понимают, но зачастую стесненные временными рамками и, будучи заложниками «отличной» программы, которую в эти временные рамки надо, во что бы то ни стало, уложить, оставляют за бортом тем самых середнячков и отстающих, которым на то, чтобы понять и осмыслить материал надо чуть больше времени в силу физиологических и психологических особенностей. И как результат, с течением времени, разрыв между теми, кто в авангарде и теми, кто в хвосте образуется существенный.

И тут я еще раз подчеркну свою мысль, работая в группе, надо настраивать каждого обучающегося таким образом, чтобы он не сравнивал себя с другими в данной группе, что чревато усилением комплексов и понижением собственной самооценки, а сравнивал себя с самим собой до начала занятий, сравнивал себя с самим собой «вчера». Так и только так обучающийся сможет реально оценить свой личный прогресс в обучении английскому языку, как впрочем, и в других дисциплинах.

Основные тезисы, на которые хотелось бы обратить внимание:

1. 1. Ориентация на самого слабого ученика и построение разносторонних объяснений, для его понимая темы, ведет к пониманию материала всей группой, и уравнивание шансов на успех каждого его участника. «Сильный студент закрепляет – слабый студент понимает». И тот и другой на одинаковом уровне.


2. 2. Психологический настрой каждого участника на собственные результаты без сравнения с кем-то из группы элиминирует возможность помех или усиления комплексов у студентов с более медленной скоростью восприятия материала.


3. 3. Разделение на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых» неминуемо приведет к тому, что студенты которые попали в эти низкие группы просто закроются, потому что, с психологической точки зрения, они более чувствительны к таким проявлениям разделения, и обязательно это заметят.


М
Мерзляков Денис Владимирович
преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук
нейропсихолог, дефектолог


Авторская страничка: comeevents.ru
01:50 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Что такое отдых? Простой вопрос и варианты ответа

Что такое отдых? Простой вопрос и варианты ответа

«Ты еще не перестала пить коньяк по утрам? Видишь, простой вопрос, а ставит тебя в тупик…» (с) Почему-то в тупик всегда ставят именно очень простые вопросы. Что такое отдых, наприме...
Страховка кредита на товар. Нужно ли это вам?

Страховка кредита на товар. Нужно ли это вам?

Множество людей в России берет в кредит тот или иной товар. И каждый раз кредитные менеджеры пытаются навязать страховку кредита. Нужно ли это вам? Давайте разберемся в этом вместе! Хотелось&nbs...
Габриэле д`Аннунцио. Как поэт стал Поэтом?

Габриэле д`Аннунцио. Как поэт стал Поэтом?

В начале ХХ века читающая публика России узнала имя Габриэ`ле д`Аннунцио, драматурга и поэта. Патетические произведения сделали его чрезвычайно популярным среди представителей модного тогда декад...
Как быть цензором своему ребенку?

Как быть цензором своему ребенку?

Вас возмутил заголовок статьи? Вы убеждены, что ваш ребенок должен расти свободным и сам выбирать, что ему смотреть и читать? Хорошо. Но давайте подумаем, а насколько самостоятелен выбор ребенка? Прив...
25 июля: чем знаменателен этот день в православном и народном календарях?

25 июля: чем знаменателен этот день в православном и...

На 25 июля в православном календаре приходится день почитания святых мучеников Прокла и Илария, пострадавших за веру. Первым был арестован Прокл. На допросе у правителя Максима он не согласился о...
Рекламный бизнес: что делать, когда клиент не прав?

Рекламный бизнес: что делать, когда клиент не прав?

Клиент клиенту рознь. Возможно, когда продаешь технику, дома, продукты и прочие товары, клиент действительно всегда прав. Однако как обстоят дела на рекламной кухне? Стоит ли выяснять, кто &laqu...
Познавательное

Барсук – ленивый увалень или хозяйственный лесной

Встретить барсука в лесу — большая удача, хотя распространен этот зверь довольно широко. ...

Освещение в доме

Освещение дома – вопрос  немаловажный. Правильное освещение оберегает наши глаза, создает так называ...

Одинаковые ли снежинки, или Что сокрыто в замерзше

Многим, наверное, известно, что встретить в природе пару идентичных снежинок невозможно, но они могу...

Вкусные рецепты: Салат "Слоеный куриный с кар

Салат "Слоеный куриный с карри и ананасами"Куриную грудку отварить, обжарить. Охладить и смешать с к...

Обслуживание на условиях IT-аутсорсинга: в чём пре

Успешное ведение бизнеса в современных условиях невозможно без обработки и анализа огромного количес...

Шунгит: поможет там, где не болит?

Шунгитовые египетские пирамидки, шунгитовая мазь, тампоны из шунгита, шунгитовая грязь, фильтры для ...

Вкусные рецепты: Свинина по-китайски, Кабачковые р

Свинина по-китайски Для начало отбить тоненько мясо и порезать треугольниками. Выложить в миску и за...

Умеете ли вы наматывать портянки?

Как, вы не умеете наматывать портянки? Спешите научиться, поскольку этот духовитый атрибут военной (...

Полезные свойства шпината

Сочные зеленые листья шпината любят добавлять в свои блюда хозяйки со всего мира. За счет своего лег...

Кушон - это пудра или тональный крем?

Мир косметики столь же гибкий, как и моды. Меняется в зависимости от желаний клиента. А поскольку се...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный перечень информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.